Если мерить цивилизованность страны по отношению к
людям с ограниченными возможностями, то Россия только-только встает с
четверенек. Да и то в основном в крупных населенных пунктах. В малых
городах и весях как все было, так и есть — никаких условий для жизни
людей, и без того проходящих усиленную проверку на прочность.
Взять
хотя бы систему образования. Социологические опросы свидетельствуют:
большинство молодых людей с проблемами здоровья, в том числе с тяжелой
инвалидностью, хотят и могут вести активный образ жизни — учиться,
работать. И дело не только в мизерных пенсиях по инвалидности. Людям
претит идея ограничить свою жизнь домашним мирком с минимальными
потребностями — эдаким инвалидным гетто. Они готовы вырваться оттуда
любой ценой. Государству надо лишь создать условия, позволяющие им
конкурировать с остальными — все прочее они сделают сами.
Препятствие 1: выбор цели
В США специализированные места для инвалидов выделены в каждом
университете. Причем, понятное дело, со всей необходимой
инфраструктурой: подъемными приспособлениями, особыми туалетами для
колясочников, техникой для незрячих и т.д. В подавляющем большинстве
российских вузов ничего подобного нет. А то немногое, что стало
появляться в последние годы, концентрируется в крупных университетских
центрах: в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске или Нижнем Новгороде.
Это резко сужает возможности абитуриентов с проблемами здоровья. А ведь
даже там, где их берут, вузы специализируются на немногих, строго
определенных заболеваниях: к примеру, Московский городской
психолого-педагогический институт (МГППУ) — на опорниках (ДЦП) и
инвалидах по зрению, а МГТУ им. Баумана — по слуху. Остальным в приеме
отказывают. Что создает первое серьезное препятствие на пути инвалида к
высшему образованию.
— С одной стороны, вузовская специализация оправданна, — разъяснил "МК”
завлабораторией технических и программных средств обучения студентов с
нарушениями зрения МГППУ Владимир Соколов. — У разных категорий
инвалидов разные проблемы. Колясочнику, например, главное — добраться
до аудитории. Но если уж сумел, дальше можно учиться наравне со всеми.
А слепой — нет, ведь ни доски, ни книг, ни компьютера он не видит. Ему
нужны особые компьютеры, особые учебники.
Будь своя специализация в каждом российском вузе, абитуриент с
ограниченными возможностями здоровья смог бы подобрать нужную. Но наши
реалии не оставляют ему выбора: слабослышащий — значит, иди учиться в
Бауманку. Технарям-то, может, и хорошо: и вуз брендовый, и специальный
подготовительный факультет для этих студентов имеется. А куда деваться
глухим, но с гуманитарными талантами?
Препятствие 2: инфраструктура
Впрочем, у технарей — свои проблемы. Взять, к примеру, инвалидов по
зрению. Читать и писать, понятно, они могут только по системе Брайля.
Но учебников, напечатанных по этой азбуке, по словам Соколова, нет
практически ни в одной вузовской библиотеке Москвы. Вузы пополнять свои
фонды книгами для слепых не стремятся: дополнительные траты, да и объем
у этих изданий большой (обычный учебник для зрячих страниц в 200
составляет до 10 брайлевских томов), а средств и площадей, как водится,
не хватает. Главное же, что от издания учебников для слепых устранилось
государство. В таких условиях удивляться надо тому, что одна такая
библиотека все же есть. Ее открыли в МГППУ. И лишь потому, что все
книги "перевели” сами — силами лаборатории технических и программных
средств обучения студентов с нарушениями зрения.
Задача оказалась не из простых. И потому, что дело это долгое (на
каждый учебник уходят месяцы, а за год удается выпустить по 3—4
наименования). И потому, что особые трудности возникли при
преобразовании к печати по Брайлю математических текстов. "Это очень
трудно, — разъяснил "МК” сотрудник лаборатории Алексей Базаров. — Ведь
Брайль — линейное письмо, где все надо писать в строку, даже дроби. А
математические тексты изобилуют сложными формулами и графиками”.
Давать к учебникам рельефные рисунки для незрячих помогла закупленная
вузом техника: специальный принтер и термомашина для рельефообразующей
бумаги. А вот программный комплекс, преобразовывающий к печати по
Брайлю математические тексты, сделал сам Алексей — и выиграл с этим
проектом конкурс НТТМ в честном поединке с ребятами из ведущих
технических вузов России. Начали, по его словам, "с адаптации к Брайлю
преподавательских конспектов”. А затем вошли во вкус и "полностью
укомплектовали основными учебниками для незрячих 1-е и 2-е курсы, плюс
выпустили кое-что для старшекурсников”. Работы — непочатый край:
сейчас, например, в лаборатории заканчивают учебник по теории
вероятности. А Базаров уже думает о следующей программе — настоящей
верстке с разбивкой на страницы. С ее помощью дело пойдет быстрее, ведь
альтернативы брайлевскому учебнику по математике, по его словам, нет:
"Электронное обучение на специально оборудованных компьютерах, конечно,
проще и быстрее. Но оно больше подходит гуманитариям. Изучать на
компьютере математику незрячим студентам очень неудобно”.
Есть на факультете информационных технологий МГППУ и другие проекты,
позволяющие учиться ребятам с ограниченными возможностями. Например
"Нейросетевая технология психологического тренинга учащихся с
ограниченными возможностями” (автор проекта — студент 4-го курса
Григорий Юрьев). Или "Технология распознавания и озвучивания текстов
для людей с нарушениями зрения” того же автора. Все они, как говорят в
вузе, "позволяют инвалидам обучаться по тем же программам, что
остальные студенты, и вместе со всеми сдавать экзамены. Ребят разделяют
только на некоторые дисциплины. Например, на компьютерных занятиях, где
группы инвалидов должны быть меньше по численности”. Тут-то возникает
новое препятствие.
Препятствие 3: dura lex
Это только по латыни dura lex значит "суровый закон”. Для российского
уха определение несет свой смысл, увы, более близкий к нашей специфике,
ибо наш закон чаще дурацкий, чем суровый. Во всяком случае,
немногочисленным вузам, где массово учат студентов с проблемами
здоровья, закон не помогает, а мешает.
В отличие от развитых стран российское законодательство, как и прежде,
исходит из того, что студентов с ограниченными возможностями, а значит,
и особыми потребностями у нас нет. Единственное исключение составляет
Москва, где прошел первое чтение законопроект об образовании этой
категории учащихся. Пока вся нормативная база, регламентирующая жизнь
вуза, рассчитана только на здоровых студентов — и по численности
профессорско-преподавательского состава, и по учебным нагрузкам.
— Необходимые инвалидам дополнительные часы и штатные единицы в ней
отсутствуют, хотя без них толку не будет, — разъяснил "МК” декан
факультета информационных технологий Лев Куравский. — Если работать с
инвалидом как с совершенно здоровым, учебный процесс не состоится. Для
этих ребят нужны малые группы по 5 человек (например, для занятий на
компьютерах), а значит, дополнительные часы в расписании и
дополнительный штат педагогов. Но нормативной базой все это не
предусматривается.
Чтобы разорвать этот порочный круг, достаточно признать очевидную вещь:
сопровождение обучения инвалида и студента без явных проблем здоровья
отличается друг от друга. А признав, закрепить это в законе. В МГППУ
уже и поправки к московскому законопроекту об обучении инвалидов
подготовили: узаконить в вузах, обучающих студентов с проблемами
здоровья, академические группы численностью не более 5 человек, а в
случае необходимости — и подгруппы для индивидуальных занятий со
студентами-инвалидами. Помимо дополнительных преподавателей под эти
группы в штатных расписаниях должна также появиться должность тьютора —
педагога, сопровождающего учащихся с проблемами здоровья. А потому
рассчитывать средства, выделяемые на обучение инвалидов, а также
численность работающего с ними профессорско-преподавательского состава
надо с коэффициентом 1,6. То есть увеличить их в полтора раза. По
сравнению с государственной помощью банкирам не ахти какая трата. Зато
ребята, по словам Куравского, "заканчивают вуз самостоятельно и верят,
что получают навыки, которые позволят им найти свое место в жизни;
знают, что на них есть спрос. Ведь цель психолого-педагогического
сопровождения — чтобы ребята боролись за свои интересы”.