На дефиле в коляске
Примерно так думал я, направляясь во Всероссийский выставочный центр на
конкурсный показ. Покидал же 75-й павильон ВВЦ спустя несколько часов я
с совсем иным настроем.
Нет, конечно, дефиле колясочников, опорников, ампутантов и других по
подиуму в блеске софитов под сопутствующие в полном соответствии с
законами жанра фотовспышки – зрелище весьма своеобразное. Легким
развлечением его уж точно назвать нельзя. Потому-то в зале, наверное, и
не наблюдалось ВИПперсон, за исключением обязанных по должности
посещать подобные мероприятия государственных чиновников.
Зато от людей с теми самыми ограниченными возможностями в глазах
рябило. И достаточно было увидеть, каким радостным блеском горели их
глаза, чтобы понять: пресловутая «галочка», если даже ее и имели в виду
устроители, поставлена не зря.
В чем тут секрет? Прежде всего, конечно, во внешнем восприятии.
Оказывается, такие же, как и я, могут быть по ту сторону светящейся
рампы! Они (а значит, и я) – тоже часть праздника!!! Нет, конечно, без
умудренных опытом «вешалок» – профессиональных моделей – не обошлось.
Во-первых, некоторые компоненты коллекций конструировались авторами,
если угодно, для «нормальных» людей (да для тех же сопровождающих).
Во-вторых, на все работы демонстраторов-инвалидов элементарно не
хватило, хотя среди уверенно передвигавшихся по подиуму волонтеров
можно было встретить, к примеру, даже зампреда Московской городской
организации Всероссийского общества инвалидов Надежду Лобанову. И как
призналась нам Надежда Валентиновна – сама колясочница – впервые в
подобном действе в непривычной роли модели ее уговорили участвовать
пять лет назад в Тюмени студентки Московской государственной академии
дизайна и технологий, и с тех пор она шьет одежду для себя
исключительно у них.
«Предчувствие» и «Рандеву мисс Дорстед»
А
вот обладательница Гран-при – член Союза дизайнеров России тюменка
Алена Дубровина – выступала на конкурсе с целой командой собственных
манекенщиц (как инвалидок, так и вполне здоровых девушек, хотя кто из
них в сотворенных художником-модельером одеяниях казался всех румяней и
белее – это еще большой вопрос). Дубровина, работающая
художником-модельером в собственной же фирме, назвала свою коллекцию
«Предчувствие». Это была сдобренная музыкальными темами Поля Мориа
пряная парижская лирика с развевавшимися шарфами, пышными боа,
волнительными горжетками и пикантными парео.
Увы, как поведала «ВМ» победительница, от «Предчувствия» до
текстильного конвейера дорога, судя по всему, не в один и не в два
шага: – Если честно, эта коллекция не предназначена для промышленного
производства. Здесь очень много ручной работы, все вещи индивидуального
покроя, а подавляющее большинство материалов натуральные. Так,
скроенная специально под инвалидную коляску короткая белая курточка
полностью сделана из натурального шелка и 100-процентной шерсти.
Остается только догадываться, сколько нулей значилось бы на этой
штучке, окажись она в магазине. Впрочем, оргкомитетом конкурса была
предусмотрена отдельная номинация «Промышленная коллекция». Здесь
первенствовали наши землячки Ирина Мукачева и Анна Смирнова с
заковыристой фантазией на диккенсовскую тему «Рандеву мисс Дорстед».
В
полном соответствии с программным названием «Рандеву» оказалось
«заточено» в основном под мисс или миссис. Зато «мистерам»
представилась возможность оттянуться по полной программе на «Персоне»,
представленной лучшей в номинации «Комфортная повседневность» Еленой
Морозовой тоже из Москвы. Тут царили стильные цилиндры, крупные
«тройки», просторные пиджаки и широкие галстуки. Наконец,
непревзойденной авторской фантазией жюри признало «Донскую вольницу»
Марины Зубовцевой из города Каменск, волей которой на колясках
оказались и молодой боец в стильном камуфляже, и удалой казак в
современной парадной форме…
А про детей забыли?
Так для чего нужны подобные конкурсы и имеют ли они смысл? Вряд ли
можно ответить на этот вопрос лучше президента Академии имиджелогии
Елены Петровой: «Надо осознать, что одежда для инвалида – средство
реабилитации. Реабилитации как тела – потому что она непосредственно
влияет на комфортность, самочувствие, мобильность, так и души: ведь
любая одежда – выражение имиджа носящего ее человека. По одежке
встречают в том числе и инвалидов, и того, кто одет стильно, мы
воспринимаем как более успешного индивидуума».
Что же до вечно сопутствующих подобным мероприятиям разговоров о том,
когда лучшие разработки дойдут до прилавка, суждения высказывались
самые разные. Так, председатель жюри – директор департамента соцзащиты
Минздрава РФ Ольга Самарина – настроена в этом смысле оптимистично,
прогнозируя, что всего через год вопросы «почему это только на подиуме,
а не в магазине?» сменятся на «почему это продается только в Москве, а
не у нас в провинции?» Победившая Алена Дубровина высказывается не
столь радужно, считая, что в России отсутствуют серьезные маркетинговые
исследования по определению востребованных анатомических параметров и
типов фигур. Да и традиционное восприятие этой проблематики в стране,
по мнению Дубровиной, оставляет желать лучшего: «Это моя вторая особая
коллекция. А первой организаторы фестиваля в одном из крупнейших
российских городов перекрыли дорогу к показу – и не из-за слабого
дизайна, а из-за требовавшегося дефиле на колясках…» В заключение – еще
один маленький штришок со знаком «минус». Из 23 коллекций,
представлявших 17 российских регионов, ни одна не включила в себя
детскую одежду. И это несмотря на заранее прошедшие в Абакане, Перми,
Оренбурге и Йошкар-Оле предварительные региональные конкурсы… Подождем
следующего дефиле?